Выборг по-шведски, по-фински, по-русски Выборгский замок  

 

Архитектура

Обзор градостроительного развития г.Выборга второй половины ХХ века

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Современный Выборг является самым крупным городом Ленинградской области и административным центром муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области", расположенным в северо-западной части Карельского перешейка на берегу Финского залива вблизи российско-финской границы. Город является крупнейшим многоотраслевым центром района, обеспеченным развитой транспортной и инженерной инфраструктурой.

В силу уникального географического положения Выборг является "воротами" в Россию из стран Европы. Он связан железными дорогами с Санкт-Петербургом и Москвой, столицей Финляндии - г.Хельсинки, другими городами Карельского перешейка. Через город проходит международная автомагистраль Е-18, связывающая Россию со странами Скандинавии, в городе действует морской торговый и пассажирский порт. Современный Выборг является одним из 115 исторических городов на территории России и наиболее старым городом, сохранившим европейскую культуру.

Природный ландшафт Балтийского кристаллического щита в сочетании с акваторией залива и его многочисленных бухт, историко-культурная среда, существующая транспортная инфраструктура и развитая промышленность создают предпосылки для устойчивого развития города в качестве центра многоотраслевого производства, культуры и туризма.

Рассматривая период послевоенного развития г.Выборга второй половины ХХ века, целесообразно обратиться к основным этапам его возникновения и логике градостроительного формирования на протяжение семи минувших столетий.

В конце ХIII века шведы в результате Крестового похода заняли территорию, на которой впоследствии появился город Выборг и построили на Замковом острове крепость. Возведение замка-крепости имело большое военно-стратегическое значение: для покорения местного населения, ведения войны с Великим Новгородом, контроля за движением по важнейшим сухопутным и водным путям Карельского перешейка.

Завершение строительства в 1293году замка-крепости положило начало градостроительному развитию Выборга, который стал развиваться под прикрытием крепости на полуострове, расположенном к юго-востоку от Замкового острова за проливом. К моменту получения статуса города в 1403 году на сравнительно небольшой территории вдоль Карельской дороги сформировалось городское поселение с деревянными постройками ратуши и сторожевой башни. В 1470 году город был обнесен каменной крепостной стеной с 8-10 башнями и воротами, определившими планировку "каменного города", застройка которого велась достаточно хаотично вдоль узких кривых улиц (что являлось причиной частых пожаров). К этому времени в городе уже были основаны и возведены Францисканский и Доминиканский монастыри и Кафедральный собор. Таким образом, облик средневекового Выборга сформировался в ХIII-XV веках, а часть его сооружений и построек сохранилась до настоящего времени, пережив несколько последующих исторических этапов градостроительного развития.

Повышение требований к объектам фортификации заставили уже в 50-80-х годах XVI века построить новую систему оборонительных сооружений: Рогатую крепость с мощным земляным валом, бастионами "Эуропа" и "Панцерлакс", "Круглую Башню", построенную перед Скотопрогонной башней у въездных ворот в город. Новый оборонительный комплекс, отвечавший фортификационным требованиям того времени, возведенный к юго-востоку от "каменного города", по сути предопределил направление дальнейшего развития города.

Уже к концу XVI века городу стало тесно в пределах старой городской стены, серьезно пострадавшей от пожара 1594 года ,и в течение 1638-1640г. А.Торстенсеном был разработан первый план города, предусматривавший принципиально новую планировочную структуру с изменением сетки улиц от радиально-кольцевой к регулярной прямоугольной. Проект предусматривал не только планировку "земляного города" внутри Рогатой крепости, но и создание поселений на Сиканиеми-Терваниеми к северу от города на острове Твердыш.

К сожалению, сохранившихся элементов внутренней планировки средневекового города за исключением участков ул. Прогонной и Подгорной практически не осталось, что в значительной степени обедняет архитектурно-градостроительную картину целой эпохи, т.к. плановые положения большинства сохранившихся построек XIII-XV вв. не соответствует новой планировке и застройке улиц.

План города с прямоугольной сеткой улиц мог быть удобен для города-крепости на относительно спокойном рельефе, однако, при механическом перенесении его на местность с ярко выраженным рельефом был противоестественным и создавал дополнительные трудности для всех видов передвижения.

С позиции сегодняшнего дня образ города был бы еще интересней и выразительней, если бы его средневековая планировочная структура была выявлена, а еще лучше восстановлена хотя бы на участках, в настоящее время свободных от застройки. Положительным примером этого приема явилось выполненное сравнительно недавно около 20-и лет назад специальное мощение площади, прилегающей к Круглой башне, которое отражает плановое положение примыкающей к ней ранее разрушенной части городской стены.

1 | 2 | 3 | 4 | 5

 

 

 

 

Гостиница "Дружба"

Вид на одну из бухт Выборгского залива

Здание вокзала

Hosted by uCoz