Выборг по-шведски, по-фински, по-русски Выборгский замок  

 

Архитектура

Обзор градостроительного развития г.Выборга второй половины ХХ века

1 | 2 | 3 | 4 | 5

В 1989 году по заказу ПСО Леноблстрой была выполнена работа "Предложения по созданию свободной экономической зоны в Выборгском районе Ленинградской области", в составе которой была представлена "Схема планировки и потенциального развития города Выборга", разработанная архитектором Д. П. Фридляндом. Планировочные предложения выявили предельно допустимые возможности дальнейшего развития всех функциональных зон города с формированием селитебной зоны, рассчитанной на население 250-300 тыс. жителей с включением поселков Селезнево, Харитоново, Кравцово севернее поселка Калинина, поселка Соколинское в южном направлении, поселка Верхне-Черкасово в юго-восточном направлении. Впервые на схеме генплана города было представлено конкретное предложение по организации большого транспортного обхода города, которое оказалось оптимальным и в настоящее время успешно реализуется. Кроме того, были определены перспективные территории производственно назначения, позволяющие разместить практически любые предприятия, допустимые по санитарным требованиям, на участках между существующими промзонами Таммисуо и Юго-Восточной до объездной автомагистрали Е-18 и железной дорогой на Санкт-Петербург, а также территории малоэтажной застройки в районе Рапаттила, прилегающего к пос. Калинина.

Одновременно в 1989 году была разработана аналогичная работа "Предложения о стратегическом развитии зоны свободной торговли в Выборге" финскими специалистами архитектурного бюро "Касагранде и Харома" при сотрудничестве с советскими проектировщиками, в которой были учтены градостроительные предложения, разработанные в вышеупомянутом проекте.

Следует отметить, что, не смотря на утопичность представленных планировочных предложений-исследований, были определены наиболее рациональные направления расширения городского образования в случае необходимости более интенсивного экономического развития района. Реальным результатом проделанной работы было утверждение необходимости выноса транзитного автотранспорта за пределы города и определения трассы объездной автомагистрали, а также определение территории для крупных предприятий автомобилестроения и других объектов.

В 90-х годах архитектором А. М. Швером было выполнено несколько проектов планировки и застройки в северной (пос. Рапаттила), восточной (пос. Кирова) и южной части города, ориентированных на расселение вдоль Ленинградского шоссе между двумя железнодорожными направлениями. В конце 90-х годов было разработано несколько градостроительных документов, регулирующих городскую застройку. Не смотря на сложные экономические проблемы, серьезно повлиявшие на динамику развития и объемы жилищного строительства, учреждения обслуживания населения, в 90-х годах застройка в городе не прекратилась, а в первые годы нового века заметно оживилась.

В настоящее время завершается застройка микрорайонов в южной части города, строятся жилые и общественные здания на отдельных участках в центральной части исторического центра, ведется малоэтажное строительство на территориях группы северных поселков и пос. Кирова.

Политически и экономические потрясения, как ни странно, имели и положительный результат: в частности прекратили существование многие промышленные предприятия, расположенные в жилых районах города и подлежавшие переносу в промзоны; закрылись заводы рыбопромышленного оборудования, "Электроинструмент", швейная фабрика "Маяк", завод лимонной кислоты; часть из них уже реконструирована под учреждения обслуживания населения.

Постепенно возвращаются первоначальные функции многим историческим зданиям, в частности после упразднения Выборгского райисполкома бывшее здание Северного банка на Рыночной площади передано "Выборг-банку", возвращено по функциональному назначению банковское здание на проспекте Ленина, 20, решается вопрос о переносе художественной школы в здание бывшего городского музея и художественной школы (арх. У. Ульберг), в настоящее время занимаемым филиалом института "Ленгражданпроект"; возвращены церковным конфессиям здания собора Петра и Павла - лютеранам, адвентистской церкви - здание по ул.Садовой.

Застройка, восстановление и реставрация г.Выборга в послевоенный период до настоящего времени осуществлялась , как правило, по проектам, разработанным специалистами Выборггорпроекта, трансформированного в Выборгский филиал института "Ленгипрогор" (впоследствии "Ленгражданпроект"), Выборгским отделением института "Леноблпроект", Ленингадским филиалом института "Спецпроектреставрация" и его выборгской архитектурно-реставрационной мастерской, образованной в 80-х годах. Основной объем работ, связанный с планировкой и застройкой города, выполнялся ВФ ин-та "Ленгражданпроект", численность которого в 80-е годы достигла 350 специалистов, которые выполняли проектно-изыскательские работы на территории трех районов Карельского перешейка. Архитектурные кадры проектных организаций формировались главным образом выпускниками архитектурных факультетов Ленинградских вузов: института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина при Академии Художеств СССР, Ленинградского инженерно-строительного института и Московского архитектурного института. Около 20 архитекторов города являются членами Союза Архитекторов России и объединены в Выборгской организации СА России с 1974 года.

В разные годы в Выборге проектировало большое количество архитекторов, часть из которых работали достаточно продолжительное время и активно участвовали в разработке проектов для восстановления застройки г.Выборга. Из архитекторов, которых уже нет в живых, следует назвать М.М.Турикову, В.Я.Фогеля, И.А.Попову, Г.А.Смирнова, А.А.Бобкова. Значительный объем работ, связанный с проектированием и застройкой города, был выполнен архитекторами старшего поколения А.М.Швером, Б.И.Соболевым, Л.К.Окуловым, В.А.Архаровым А.В.Генисом, Д.П.Фридляндом. Из архитекторов среднего и молодого поколения следует назвать Б.И.Юрина, В.В.Дмитриева, Н.А.Ли, Л.Ф.Логашову, О.П.Савченко, И.В.Качерина, Д.А.Новикова, С.В.Алексеева, В.Н.Комарова, Т.В.Ступневу, И.Х.Москалеву, продолжающими активную работу по застройке города.

Рассматривая полувековой период развития г.Выборга, необходимо также вспомнить главных архитекторов города, принимавших деятельное участие в разработке градостроительных, архитектурных, восстановительных и реставрационных решений и способствовавших их реализации в разные периоды послевоенной истории города. Наиболее продолжительное время на должности руководителей городских органов архитектуры работали В.Е.Щербаков, Б.А.Кавин, Л.К.Окулов, А.Ц.Дычинский, Н.А.Ли, Д.П.Фридлянд. Особенно нужно отметить годы засилья однообразной и низкокачественной типовой застройки и умение сохранить и зарезервировать до лучших времен территории в историческом центре города. В этой связи необходимо отметить заслугу В.Е.Щербакова , не допустившего массового типового строительства в центре города в 50-60-е годы. Восстановительные работы, реставрация и новое строительство в историческом городе должны выполняться специалистами на основе археологических и других научных исследований, регламентирующей градостроительной документации и законодательства в области градостроительства, охраны памятников истории и культуры. Большая работа по обследованию, инвентаризации, анкетированию, научному обоснованию и разработке документации была выполнена специалистами Ленинградского отделения института "Спецпроектреставрация" и других организаций и завершилась "Проектом охранных зон г.Выборга". В перечисленных работах, а также в разработке документации по реставрации памятников г.Выборга принимали участие ленинградские архитекторы Г.Попова, О.Л.Чумак, И.А.Хаустова, доктор искусствоведения М.И.Мильчик и выборгские архитекторы В.И.Тимонина, Ж.А.Хватова и другие.

Настоящая статья не ставит перед собой задачу оценки уровня градостроительных и проектных решений, а также качества строительных работ городской застройки во второй половине XX века. Город Выборг развивался как и вся страна по одним и тем же законам и правилам и результат деятельности специалистов, занятых в проектно-строительном комплексе, в послевоенное время должен рассматриваться с учетом объективной реальности. Не смотря на некоторое сожаление по поводу реализации тех или иных проектов и строительных программ, следует отметить, что за рассматриваемый период истории г.Выборга была проделана огромная работа по восстановлению города в послевоенное время и решены главные социальные вопросы, связанные прежде всего с обеспечением населения необходимым объемом жилья и учреждениями обслуживания. За послевоенное время практически было восстановлено большинство зданий и сооружений, подлежащих восстановлению, построено большое количество новых объектов на свободных участках центральной части города. На территории II жилого района на месте ветхой деревянной застройки по сути дела появился еще один город, полностью благоустроенный и обеспеченный инфраструктурой. В настоящее время продолжается планомерная работа по завершению формирования важных градостроительных участков городской застройки, восстановлению и реставрации объектов историко-культурного наследия и, учитывая наметившиеся позитивные сдвиги в решении многих вопросов городского строительства, появляется надежда в том, что выполнение задуманного в XX веке будет реализовано уже в начале наступившего столетия, не нарушив исторический образ "старого Выборга".

Д.П.Фридлянд.
Советник Российской Академии
Архитектуры и строительных наук,
Председатель правления Выборгской
организации Союза Архитекторов России.

1 | 2 | 3 | 4 | 5

 

 

 

 

Гостиница "Дружба"

Вид на одну из бухт Выборгского залива

Здание вокзала

Hosted by uCoz