Выборг по-шведски, по-фински, по-русски Выборгский замок  

 

Архитектура

Обзор градостроительного развития г.Выборга второй половины ХХ века

1 | 2 | 3 | 4 | 5

В начале 70-х годов завершается строительство сразу нескольких объектов по индивидуальным проектам, в том числе 9-этажный жилой дом по Набережной 40-летия Комсомола, построенный по проекту архитектора А.Е.Боровкова, 9-этажный жилой дом по ул.Крепостной,43 архитектора И.А.Поповой, завершивший застройку углового участка между ул.Крепостной и Московским проспектом (фото ), а также жилой 8-этажный дом по пр.Ленина,38, построенный по проекту архитекторов Д.П.Фридлянда и А.А.Бобкова в 1974 году. В это же время по проекту Б.И.Соболева был построен 9-этажный жилой дом с магазином по Бульвару Кутузова ,43, завершающий визуальное формирование Школьной площади с южной стороны и здание телеграфа на Московском проспекте, выполненное в 1976 году по проекту архитекторов Г.А.Смирнова и Т.Б.Боровковой. Одновременно на ул.Садовой,11 по проекту А.В.Шкалябиной и В.А.Архарова в 1974 году был построен 8-этажный жилой дом, отличительной особенностью которого были "французские" балконы на северном фасаде здания. В 70-е годы также были построены здания городской поликлиники архитектора А.М.Швера и жилой 8-этажный дом с квартирами в двух уровнях на угловом участке ул.Крепостной и Бульвара Кутузова, построенный в 1979 году по проекту В.Я.Фогеля.

Конец 70-х и начало 80-х годов были отмечены несколькими крупными объектами, имевшими большое градостроительное значение. У подножия Батарейной Горы на проспекте Ленина в 1979-80 годах по проектам архитекторов Д.П.Фридлянда и А.А.Бобкова было завершено строительство торгового центра, включившего здания крупнейших в Ленинградской области Универмага и ресторана "Север", завершивших ансамбль застройки проспекта Ленина в соответствии с генпланом города, утвержденным в 1963 году. В южном районе города в 1980 году был построен торговый центр "Гдыня" по проекту архитектора А.В.Гениса, а в 1982 году по ул.Железнодорожной финскими строителями было завершено строительство гостиницы "Дружба", выполненное по проекту В.Н.Щербина и оказавшего значительное влияние на застройку Большого Ковша. В это же время на ул.Сторожевой Башни в старой части города вблизи руин Кафедрального собора по проекту Б.И.Соболева было построено здание общежития морского порта. Немного ранее на бульваре Кутузова 7-9 появился большой жилой комплекс , построенный по проекту архитектора И.А.Поповой.

Наряду с вышеперечисленными объектами в историческом центре, основной объем строительства в 60-70 годах велся в микрорайоне "А" I жилого района и II планировочном районе, где осваивались и застраивались как правило комплексно территории микрорайонов в южной части города по проектам Н.А.Ли, В.Я.Фогеля, О.П.Савченко, И.А.Поповой, А.В.Гениса, Г.А.Смирнова и многих других.

Генеральный план города, действующий в настоящее время, был разработан авторским коллективом Выборгского филиала института "Ленгражданпроект" (арх. Фридлянд Д.П., Ли Н.А.) в 1985 году в составе комплексного генерального плана г.Ленинграда и Ленинградской области и утвержден Советом Министров РСФСР в 1986 году (схема генплана №6). Проект предусматривал территориальное развитие города до 2005 года с увеличением численности населения до 90 тыс. человек, значительным ростом объёмов жилищного строительства и учреждений обслуживания. Новый генплан города основывался и развивал основные положения генплана 1962 года. Основой градостроительного развития города были растущие производственные предприятия и, прежде всего, Выборгский судостроительный завод. В целях максимально эффективного решения вопроса обеспечения населения города жильём и, прежде всего, работников судостроительного завода, а также в целях достижения нового, весьма выразительного, градостроительного решения, проектом было предложено строительство нового "Приморского" жилого района в юго-западной части городской территории на живописных земельных участках, прилегающих к Приморскому шоссе, расположенных на полуострове между судостроительным заводом и городскими сооружениями канализации с выходом застройки к берегам Выборгского залива и бухты Закрытой. Реализация проекта позволила осуществить давнее и постоянное желание обеспечить городу выход к "большой воде" и сформировать современный морской фасад южной части города. В соответствии с проектным решением новый участок Приморского шоссе переносился за пределы застройки от пос.Свердлово до Ленинградского шоссе вдоль железной дороги на Приморск.

Наряду с освоением территорий "Приморского" жилого района проект предусматривал развитие пос. им. Кирова, главным образом для расселения работников, занятых на предприятиях промрайонов Таммисуо и Юго-Восточного, завершение застройки микрорайонов "Д" и "Г" - II жилого района, выборочную застройку в историческом центре города и частичную реконструкцию группы северных поселков.

Проект предлагал вынос предприятий из жилых кварталов исторического центра в новые промзоны и двухэтапный вынос транзитного движения грузового автотранспорта, следующего через городской центр путем строительства "Малого" и "Большого" обходов.

В составе генерального плана 1985 года были определены основные градостроительные узлы , застройка которых должна была завершить формирование особо важных городских территорий. В южной части города архитекторами Д.П.Фридляндом и Н.А.Ли был разработан проект общественно-торгового центра II планировочного района. Реализация этого проекта позволила бы решить многие не только архитектурно-градостроительные, но и социальные вопросы, т.к. в составе центра , кроме крупного комплекса предприятий торговли и общественного питания, проектировались Дом Быта, поликлиники для взрослых и детей, гостиница, кинотеатр и Дом Культуры с развитым спорткомплексом. К сожалению. Проект до настоящего времени не реализован.

Более успешно решались вопросы с массовой застройкой жилых кварталов и учреждений обслуживания микрорайонного значения. В частности, почти завершена застройка микрорайона "В", а также нескольких других жилых образований, в проектировании которых принимали участие архитекторы Н.А.Ли, О.П.Савченко, И.Х.Москалева, И.А.Попова, Р.А.Васильманова.

В центральной части города по проектам Д.П.Фридлянда предполагалась застройка квартала на Ленинградском проспекте 23-31 в районе Большого Ковша со строительством отеля и бизнес-центра, а в акватории порта началось и не завершилось строительство яхт-клуба. Тем не менее, и в центральной части города появился ряд построек, завершающих градостроительную ткань кварталов исторической застройки, в некоторых случаях восстанавливающих и воссоздающих внешний вид зданий, разрушенных во время войны. Из сооружений этой категории наиболее удачно в 90-х годах воссоздана довоенная застройка по ул.Прогонной, Краснофлотской и Северному Валу архитекторами В.В,Дмитриевым и О.Мовсесьяном, а также жилые дома по ул.Подгорной архитектором С.В.Алексеевым.

Несколько интересных построек многоэтажных зданий в 90-х годах было выполнено по проектам архитектора В.Н.Комарова, в том числе общественное здание по ул.Выборгской, 23 жилой дом по ул.Первомайской, жилой дом на Школьной площади. В железнодорожном поселке на ул. Горной был построен многоэтажный жилой дом по проекту архитектора Д.А.Новикова. Более десяти лет ведется строительство здания на Рыночной площади по проекту архитектора Б.И.Юрина, которое завершит формирование одного из самых ответственных участков исторического центра. В 90-х годах по проектам архитектора Л.К.Окулова были построены жилые дома по ул.Садовой и Морской Набережной. Завершается строительство домов по ул.Сторожевой Башни архитектором С.В.Алексеевым (фото ). Угловой участок, образованный Московским пр. и ул.Мира завершился строительством здания промтоварного магазина "Алиса" арх. Д.П.Фридлянд. На Московском проспекте ,2-4 были построены жилые дома по проектам архитектора Б.И.Соболева. По проектам архитектора Л.Ф.Логашовой построен 8-этажный жилой дом на Московском пр.1 (фото ) и завершается строительство комплекса домов поул.Володарского. В Одесском переулке построен жилой дом по проекту архитектора Г.В.Крыловой. В южной части города на ул.Большая Каменная архитектором А.М.Швером был построен комплекс зданий "Вневедомственной охраны" (фото ), а на проспекте Победы - комплекс малоэтажных сблокированных коттеджей по проектам архитекторов Б.И,Юрина и И.Х.Москалевой.

Реализация генерального плана города Выборга, рассчитанного на двадцать лет 1985-2005гг. совпало с периодом серьезных внутриполитических и экономических изменений: "перестройка", развал СССР, образование новых государств и новая экономическая политика, приватизация госимущества, обвал рубля и чудовищная экономическая разруха, прекращение прироста населения и инфляция - все это серьёзно повлияло на судьбу города. Период "перестройки" и романтическая идея создания свободной экономической зоны "Выборг", основанная на исключительном географическом, экономическом и историко-культурном значении города породили несколько проектных предложений его возможного развития в новых экономических условиях.

1 | 2 | 3 | 4 | 5

 

 

 

 

Гостиница "Дружба"

Вид на одну из бухт Финского залива

Здание вокзала

Hosted by uCoz