Выборг по-шведски, по-фински, по-русски Выборгский замок  

 

Архитектура

Обзор градостроительного развития г.Выборга второй половины ХХ века

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Следующим этапом структурного изменения города с увеличением прилегающих к нему территорий более чем в 2 раза стал XVIII век (схема плана города №2). Застройка города в XVIII веке после успешного штурма города Петром I и присоединения его к России в 1710 году осуществлялась как в границах Рогатой крепости, так и за её пределами. Одновременно со строительством нового мощного оборонительного комплекса к северу от города - Анненских укреплений - получили развитие территории так называемых форштадтов: Петербургского, Выборгского и Павловской слободы. В этот период была снесена часть городской стены "каменного города" и сформировалась система соборных площадей со строительством Спасо-Преображенского православного собора , лютеранского собора Петра и Павла и общественно- административных зданий. В самом конце XVIII века после опустошительного пожара 1793 года "Комиссией о строении Санкт-Петербурга и Москвы" был выполнен новый проект застройки города Выборга, утвержденный императрицей Екатериной II в 1794 году.

Следующий столетний период от начала XIXв. до начала XXв. характеризуется оживлением экономики с расцветом промышленной буржуазии. Создаются предприятия деревообрабатывающей и пищевой отраслей; со строительством Сайменского канала и железной дороги получают развитие торговля и транспорт, морской торговый порт, связанный сообщением с крупнейшими городами Европы; в северной части города завершается формирование усадебно-паркового комплекса парка "Монрепо"; южной границей города становится новый комплекс оборонительных сооружений, построенных военным инженером Тотлебеном в 60-70-х годах XIX века. Потребность в новых территориях для городской застройки потребовала сноса юго-восточной части Рогатой крепости и обеспечила городу беспрепятственный выход к уже застроенной территории Петербургского форштадта, по территории почти равного "земляному городу". Планировка города определялась планом застройки, разработанным Б.О.Нумальмом в 1861году, и предусматривала дальнейшее развитие города в юго-восточном направлении до Батарейной горы с четкой системой городских улиц, площадей и садово-парковых насаждений, обозначением с владельческих участков (схема плана №3). По плану Б.О.Нумальма создается Эспланада, бульвары, Рыночная, Вокзальная, Красная и Школьная площади. Главными городскими магистралями кроме уже существующей ул.Екатерининской (совр.Крепостной) были определены параллельная Эспланаде Торкельская (совр. пр.Ленина) и Александровская (совр. Ленинградский пр.), спланированная в поперечном направлении от будущей Вокзальной площади на северо-востоке до берега залива на юго-востоке; к северо-востоку от железной дороги план города предусматривал развитие нового городского района (совр. Железнодорожного поселка). На основе проекта застройки сформировался новый административный и общественный центр города, велось строительство многочисленных жилых и коммерческих зданий.

План города, разработанный Б. О. Нумальмом, обеспечил его развитие до начала ХХ века и послужил основой для разработки последующего проекта планировки города, выполненного архитектором О. Меурманом в 1929-1932 гг.

Следует отметить, что население г. Выборга, имеющего на протяжение почти 6 веков главным образом оборонное значение в качестве города-крепости, увеличилось к 1850 году до 5 тыс. жителей, в то время как к концу XIX века в связи с изменением главного функционального назначения города, утратившего военно-стратегическое значение, мощным развитием экономики, транспортной и инженерной инфраструктуры, население города к началу ХХ века достигло уже 25 тыс. жителей, а к концу 30-х годов ХХ века численность "Большого Выборга" с прилегающими поселениями 86 тыс. жителей.

Генплан проекта, разработанный Меурманом, для второго по значению города Финляндии безусловно впитал в себя планировочные идеи предшествующего генплана города, а также учел сложившуюся за 70 лет после его утверждения застройку, как в городском ядре, так и на прилегающих к городу территориях (схема генплана №4). Детально проработанная планировка города, включающая территорию до ст. Таммисуо на севере, портовую железнодорожную ветку на юго-востоке, береговую линию на юго-западе и западе до Крепостного моста, группу северных поселков, в т.ч. Петровский (бывш. Нейтсютниеми), Гвардейский (бывш. Сорвали), Северный (бывш. Сауналахти), Выборгский (бывш. Хиекка и Пикирукки) с прилегающим парком "Монрепо" и пос. Калинина (бывш. Тиенхара). Кроме этого в границы г. Выборга был включен и г. Высоцк (бывш. Уурас).

Генеральный план г. Выборга представлял несомненный интерес предложенным свежими планировочными идеями, новым функциональным зонированием территории и хорошо проработанными вопросами транспортного развития. Проектом предусматривалась капитальная жилая и общественная застройка на основе сформировавшихся владельческих участков в центральной части города с сохранением ценных исторических зданий, формирование несложных комплексов застройки на территории фортификационных сооружений Восточно-Выборгских укреплений на Батарейной горе, упорядочение районов малоэтажной застройки южнее Батарейной горы и группы северных поселков с переносом полотна железной дороги, строительством новых кварталов между ее новым положением и Анненскими укреплениями; реконструкция схемы транспортного движения с прокладкой новых автомобильных магистралей и мостов по территории северных поселков, удобно связывающих эти поселки между собой и центром города и выходом на Петербургское направление, проектирование путепроводов, туннелей и пешеходных мостов, развязывающих движение железнодорожного, автомобильного транспорта и пешеходных направлений в разных уровнях, развитие района Папула и современного Кировского поселка, четкое определение территорий железной дороги и развития прибрежной складской и производственной зон к югу от морского порта.

Проект О. Меурмана был удостоен золотой медали на IV международном конгрессе по градостроительству в г. Барселоне в 1929 году, однако в значительной степени не был реализован, чему помешали две последующие в 39-40 и 41-44гг воины, после которых Выборг был включен в состав СССР.

История градостроительного развития довоенного Выборга связана с именами выдающихся зодчих, талантом которых и был создан этот замечательный город. Довоенному периоду истории города уделено много внимания и посвящено большое количество научных исследований и специальной литературы. Тем не менее для понимания послевоенной градостроительной истории необходимо вспомнить не только уже упомянутые имена архитекторов-планировщиков, но и зодчих, реализовавших генеральные планы застройки города, городские и парковые ансамбли и отдельные участки застройки. Имена архитекторов Львова, Брокмана, Штакеншнейдера, Энгеля, Мартинелли, Аренберга, Бломквиста, Оденвалла и многих других архитекторов связаны с застройкой города и парка Монрепо в ХVIII-ХIХ веках. "Северный модерн" отмечен прекрасными постройками Сааринена, Гизеллиуса, Линдгрена, Неюстрема, Сегерштадта, Шульмана.

Жилые и общественные здания начала ХХвека Аалто, Гюльдена, Ульберга, Уотила, Ланкинена и многих других архитекторов-функционалистов достойно завершили предвоенный этап застройки города.

Послевоенный период в градостроительной истории города условно можно разделить на 3 этапа.

I этап - восстановление разрушенной в результате боевых действий 2-ой мировой войны городской застройки. В этот период было разработано два проекта планировки города Выборга: в 1947 году архитекторами Ленинградского отделения "Горстройпректа" В. Н. Талепоровским и Ф. И. Милюковой проект планировки и реконструкции г. Выборга, а спустя 5 лет, в 1953 году Ленинградским институтом "Гипрокоммунстрой" был выполнен второй генеральный план города.

1 | 2 | 3 | 4 | 5

 

 

 

 

Гостиница "Дружба"

Вид на одну из бухт Выборгского залива

Здание вокзала

Hosted by uCoz