Выборг по-шведски, по-фински, по-русски Выборгский замок  

 

История герба

1 | 2

Существует мнение исследователей, что изменения в гербе в виде верхнего червленого поля были обусловлены необходимостью отражать различие между двумя районами, составлявшими территорию наместничества - восточным и западным. В данном случае червленый цвет символизировал район Северного Приладожья, издревле входивших в состав русских земель, а голубое поле западный район с Выборгом. Не исключая целиком подобной трактовки следует отметить, что более логичным по представленному мнению было бы включение какой-либо эмблемы или символа отражающей район Северного Приладожья, потому как не совсем тогда ясен смысл оставления шведских корон. Однако на этом изменения в гербе далеко не закончились, и следующее его изображение связано с Екатериной II, когда просвещенная Императрица занимаясь государственными делами старалась внести немного изящества в жизнь совей Империи. Коснулось это от части и геральдики когда 4 октября 1788 г. правительствующий Сенат и Екатериной II был утвержден новый вариант герба, он предусматривал размещение над щитом двух ангелов в красных хитонах и золотыми перевязями, крылья у одного золотые, у другого лазоревые.

Герб во времена Екатерины II

Во многом данное изображение напоминало герб Выборга из книги Дальберга 1709 «Suecia antiqia et hoderna» (Швеция старая и новая), но как таковой особой смысловой нагрузки данные фигуры не несут, т.к. их невозможно посчитать даже и в качестве щитодержателей (их изображают по другому), ибо как и на старинной гравюре они несли скорее декоративную нагрузку характерную для того периода, что не сложно отметить на других изображениях, где представители небесного воинства встречаются сплошь и рядом. Ссылки на то, что данные ангела указывают на особую святость города представляются малоубедительными, ввиду того, что в этот период в Выборге не отмечается каких-либо событий хотя бы косвенно на это указывающих. Тем не менее, указанное изменение было должным образом оформлено в связи с чем с полным основанием данный герб был занесен Фон Винклером на страницы Гербовника по Российским городским гербам. Этот герб просуществовал вплоть до 1816 г., официальный "Фридрихсгамский мир" был заключен 5 сентября 1809 г., русские войска с боями заняли почти всю территорию будущего Великого княжества в составе империи. Царь со Сперанским выехали в новую провинцию. Технически всю работу выполняет Сперанский М.М. "При назначении его товарищем министра юстиции поручено ему /было/ все правление новоприобретенною Финляндиею и главное начальство над Абовским университетом. Он содействовал к сохранению туземных учреждений и преимуществ Великого княжества, но отказался от диплома на Финляндское Дворянство, который был ему предложен". Швеция уступила Финляндию взамен оставляемого ей военно-морского флота на Балтике. Как уже было отмечено выше в это время встает вопрос о включении Выборга в состав Великого Княжества Финляндского. Для этого в 1812 г. создается специальная комиссия, которая констатирует, что герб 1788 г. неправильно использовался как герб Выборгской губернии. В 1816 г. Александр I убирает три короны как элемент шведского владычества, а той же специальной комиссией, которая занималась присоединением Выборга к Великому Княжеству Финляндскому, был предложен Императору вариант герба предполагавший устранения различия между гербом города и гербом губернии. Представленный проект был утвержден 2 сентября того же года, он представлял из себя немецкий барочный щит на котором в лазоревом поле был изображен Выборгский серебряный замок с двумя башнями (вид со стороны моря) и над ним золотая литера «W».

Герб 1816 года

Не смотря на то что этот герб с различными вариациями просуществовал более ста лет он не находит понимания у геральдистов ввиду того, что в случае его «прочтения» оказывается что Замок Выборг в Выборге, т.е. Выборг Выборгский. Имеющая место тавтология обусловленная дублированием городских символов становится особенно абсурдной если принять во внимание, что по существующей в геральдике трактовке металлов и эмалей предложенную еще геральдистом Ансельмой серебро является символом чистоты, доброты и невинности и в сочетании с лазурью символизирующей красоту, ясность мягкость. Выходит, что боевой замок Выборг, участвовавший не в одном сражении является невинным и мягким, как воздушное пристанище ангелов и эльфов. Примечательно, что параллельно с этим в ходе проводимой в 1857 г. в Российской Империи унификации имеющихся гербов была создана система, которая предусматривала дополнение геральдических щитов различными атрибутами, указывающих на род занятия и значимость города в системе административно-территориальной структуре Империи. Для городских гербов были утверждены особые «градские короны», указывающие на количество населения в городе. Над гербом губернского города Выборга была введена трех башенная золотая городская корона. Существуют изображения герба Выборга где вместо городской короны изображена жемчужная корона, которая называется графской, что, возможно, было видимо осмыслено как Выборгское графство, но соответствующего документального утверждения данное изменение не нашло. Позднее в конце XIX начале XX веков осуществляются дальнейшие попытки по созданию герба Выборга. Появляется герб, на котором уже верхнее поле лазоревое, а нижнее червленое и в них соответственно размещаются изображение замка и литера «W». Причем замок имеет различное цветовое решение, как серебро, так и диамант (черный). После обретения Финляндией независимости в 1918 г., в качестве городского герба Выборга вновь используется герб Александра I (1817 г.), а в качестве губернского используется герб Карелии. Подобная ситуация сохраняется вплоть до 1944 г. (за небольшим исключением когда Выборг был с 1939 по 1944 г.г. советским). После того как Выборг стал окончательно принадлежать СССР ввиду государственной политики закрепленной в Конституции, исключавшей существование гербов кроме государственного, вопросов об исторической территориальной и городской символики долгое время не стояло. В их качестве применялась новая символика, где основными элементами были индустриальные мотивы. Аналогичная «эмблема» в 60 и 70-ых годах была и в г. Выборге на ней на фоне Выборгского замка был изображен нос корабля, башенный кран со стрелой и шестеренка. Видимо уже тогда осознавая определенную ущербность подобной «прозрачной» символики с 19 ноября 1971 г. был начат конкурс, который продолжался вплоть до 07.10.1992 г.

В преддверии 700 летия Выборга вопрос о гербе города приобретал особую актуальность. В местной печати того периода были опубликованы различные точки зрения по вопросу, каким же быть окончательному варианту герба. Имелись две принципиальные позиции, предложенные В. Дмитриевым и В. Димовым которые не касались аспектов создания нового герба. Тем не менее каждым по своему рассматривалась актуальность для нынешнего времени гербов которые имелись у города на определенных этапах. Во многом точкой сближения стало заседание семинара «Геральдика», проведенного в октябре 1992 г. под председательствоватнием начальника государственной геральдической службы РФ Г.В. Вилинбахова, на котором была выведена предпочтительность обращения к первоначальному образцу, использованному в городских печатях 1448 и 1630 г.г., а так же высказано мнение о не обязательности использования в гербе ангелов. Однако параллельно с этим Медведевым М.Ю. (представителем Музея истории Петербургского Университета) в качестве рекомендации для решения Малого совета Выборгского района был предложен вариант герба, разительно отличающийся от изображенного в издании Фон Винклера, на основании иной трактовки блазанса. Так в частности взят варяжский щит и изменен облик ангелов, следует отметить, что от себя автором добавлено в описание и изображение узкого пояса, который когда-то был «нормальным» поясом как почетной геральдической фигурой. Подобный вариант был утвержден 24.04.1993 г., однако, уже 28.11.1994 г. в Постановлении № 2953 главы администрации Выборгского района были внесены изменения, которые «восстановили историческую символику г. Выборга» в том виде как это было по состоянию на 04.10.1788 г. Собственно на этом можно было бы и закончить эту почти детективную историю, но происходящая и по сей день полемика не позволяет это сделать. И в этой связи хотелось - бы так же высказать некоторые размышления на рассматриваемую тему. Действительно вопрос с гербом Выборга более чем запутан, не случайно даже сам Фон Винклер помещает в своем издании одновременно два герба Выборга и оба как губернских. С той лишь разницей, что одни (с ангелами 1788 г.) в общем, разделе, а другой (с короной 1730г.) в части гербов Великого Княжества Финляндского. И в этом плане путаница во многом обусловлена, как справедливо на это указывает В. Дмитриев, различием в системах России и Швеции по которым происходило как территориальное деление, так и ее отражение на гербах. К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации не выкристаллизовалась новая подобная система, которая бы могла в полной мере отразить современные требования. В этой связи приходится признать, что изображение ангелов над гербом не является обязательным, т.к. было это выполнено все же вполне произвольно. Кроме того, определенная сложность и перегруженность герба не позволяет его использовать более часто в повседневной жизни. Поэтому, ссылаясь на предложенные Фон Винклером по Высочайшему повелению Императора 1857 г. варианты использования корон, полагаю более уместным использовать вместо ангелов золотую северогерманскую корону, должную означать, что данный город является крепостью, тем более что Выборгский замок остался единственным замком эпохи рыцарства, что вполне имеет право на существование и может быть достойно отражено в гербе. В любом случае необходимо признать, что герб Выборга будет актуальным только тогда когда будет доступен его смысл для жителей города и потому важно чтобы он там был без притягивания «за уши» того чего нет.

1 | 2

См. также: городской герб, история Выборга.

Hosted by uCoz